Статьи - SL-контент

Создание Machinina, шаги и ПО

| | Comments

Итак, мы решили сделать видео в Second Life: клип, фильм, хронику/репортаж, просто красивые картинки, в общем что нибудь эдакое, и закачать на Youtube/RuTube/Vimeo/ВКонтакте (опубликовать). Поехали.

В статье обсуждаются технические аспекты процесса, художественная составляющая не затрагивается.

Операционная система автора — Linux, но всё упоминаемое ПО работает также под Windows и Mac OS.

Последовательность действий при изготовлении машинима в общем виде следующая: захват видеоматериала → нарезка, монтаж → сведение со звуком → упаковка, публикация. В видео могут быть добавлены статические изображения, находящиеся некоторое время на экране неподвижно и титры.

При изготовлении любой видеопродукции имеет значение что у нас на входе (исходный материал, футаж) и что нужно на выходе. Нужно нам, допустим, закачать видео на Youtube. Загружаемое видео характеризуется в основном размером. Размеры возможны любые, но есть стандартные: 480x360 (360p), 720x480 (480p, NTSC), 1280x720 (720p, HD) и 1920x1080 (1080p, Full HD), в точках (пикселах). Для того, чтобы сохранить качество видео на высоком уровне до самого момента публикации, требуется как можно реже масштабировать видео в процессе обработки (не уменьшать и не увеличивать), следовательно исходное видео желательно иметь того-же размера, что будет выходное.

Требования к звуку и статическим изображениям зависят от программы, в которой будет выполняться финальное сведение. А исходную картинку нам обеспечивает клиент Second Life и программа захвата. Если видео не учебное, то от клиента SL требуется скрыть интерфейс пользователя (UI) на момент съёмки. И желательно, чтобы клиент позволял выставлять размер окна.

Некоторые программы захвата позволяют выставлять область захвата в точные значения, но это не удобно тем, при этом можно потерять часть картинки.

После захвата видео (в процессе захвата) и в процессе обработки его желательно не сжимать до самого момента публикации. Любое сжатие (кодеками) будет портить картинку. А не сжатое видео занимает много места. К примеру, видео на ~10 минут, которое я недавно захватывал в SL, заняло на диске 5Gb. А целиком весь проект с результатами занял ещё больше. По этой причине обычно для работы с видео используются диски большого объёма.

В настоящее время не все клиенты позволяют скрыть UI целиком (баг, заявлен в JIRA), и не все позволяют выставлять произвольный размер окна. Вдобавок, стандартная комбинация скрытия UI — Ctrl-Alt-F1, которая в Linux приводит обычно к переключению из графического режима. От подобных недостатков свободен Kirstens Viewer. Он позволяет точно выставить размер окна, в нём исправлен баг, который не позволял целиком скрыть UI и комбинация клавиш перенесена на Ctl-Shift-F1. Кроме этого, в клиенте расширены графические настройки, можно включить различные параметры для освещения, теней и т.п.

В Windows захват видео обычно выполняется с помощью Fraps или PlayClaw. Разобраться с графическим интерфейсом обеих программ, уверен, сложности не составит. К примеру, описание настроек для PlayClaw (нужна только первая часть).

В Linux себя хорошо показала glc. Запускается она из консоли как нибудь вот так:

glc-capture --fps=20 --compression=lzo "/home/sob/SecondLife/Kirstens_S20(24)-Linux-i686/kirstens-s20"

После запуска для начала записи нужно будет нажать Shift-F9. Для управления камерой в процессе съёмки желательно использовать что-нибудь кроме мышки. Джойстик, PSP или эмулятор джойстика. :)

Видео желательно не сжимать, если позволяет программа, сохранить как MJPEG. Для glc это выполняется следующей командой:

glc-play "input_file" -y 1 -o - | mencoder -demuxer y4m - -ovc lavc -lavcopts vcodec=mjpeg -nosound -o "output_file"

После того, как наснято нужное количество кусков, они должны отправиться в видеоредактор. Можно сразу залить на Youtube, там недавно появился редактор, который позволит выполнить нарезку и подложить звук. Можно воспользоваться редактором, встроенным в Blender (Video Sequence Edtitor, описание работы с ним есть на русском) и композером (Compositing Node Editor) для создания и наложения эффектов. С Blender я уже работал много, так что для разнообразия решил использовать Cinelerra. Но рекомендую Blender, т.к. в отличие от Cinelerra, он есть подо все операционные системы.

Оба названных видеоредактора позволяют одновременно с видео работать и со звуковыми дорожками. Но если у вас звук — это один трек и он не требует редактирования, то в редактор его вставить можно, но лишь исключительно чтобы ориентироваться по времени. А «подклеить» к видео лучше в другой программе, например в Avidemux. Программа имеет обширнейшие настройки по сжатию видео и звука, вот тут дистрибутивы подо все ОС. Для переноса в Avidemux, видео лучше всего выгрузить его из редактора в виде «секвенции» (сиквенса, sequence) — последовательности кадров в растровом формате, например PNG. В Blender (2.5, а я именно его рекомендую) такой вид выгрузки стоит по-умолчанию. Там же в Avidemux можно выбрать и звуковую дорожку для окончательного варианта видео.

Итак, шаги, чтобы не забыть. :)

На входе футажи, на выходе (но перед сжатием) — секвенция.

  • Запускаем Kirstens Viewer.
  • Активируем меню Advanced.
  • Выставляем размер окна (Advanced → Set Window Size).
  • Отключаем «старые» облака.
  • Отключаем интерфейс (UI).
  • Захватываем видео.
  • Выходим из Second Life.
  • Запускаем Blender, в верхнем меню переключаемся на Video Editing.

  • В области дорожек жмём Shift-A, выбираем Add Movie и добавляем наше видео, один или несколько кусков.

  • Делаем монтаж (кнопкой “K” режем, кнопкой “M” клеим, правой кнопкой таскаем куски).
  • Для выгрузки секвенции переключаемся в режим “Default” (в меню, в котором до этого переключались в Video Editing), в настройках рендера выставляем количество кадров и путь, рендерим как анимацию, иначе выгрузит только один кадр.
  • Запускаем Avidemux.
  • Файл → Открыть, открываем первый кадр из последовательности. Avidemux некоторое время думает, пока подгружает всё.
  • Звук → Главная дорожка, Источник звука — MP3 из файла. Выбираем наш MP3 со звуком.
  • В меню слева, Видео выбираем MJPEG, Звук оставляем Копировать.
  • Файл → Сохранить → Сохранить видео.
  • Закачиваем.

Результат: ролик посвящённый закрытию Russian Archipelago.

View on Vimeo

Comments